Change Font Size

Change Screens

Change Profile

Change Layouts

Change Direction

Change Menu Styles

Cpanel

SOVA RIGPA - Искусство врачевания. Часть 1

E-mailПечатьPDF

 Тибетская медицина рассматривает человеческий организм как единое целое, как часть окружающей Среды и всех явлений во Вселенной,  как драгоценность, так как, только обладая им, человек имеет реальную возможность развить собственный потенциал, стать по настоящему счастливым и делиться этим счастьем с другими. Поэтому поддерживать своё человеческое тело в хорошем состоянии - это реальная основа для духовного совершенствования, для использования безграничных возможностей нашего ума.

Что же такое болезнь? Исходная причина возникновения болезней — это коренное неведение живых существ, блуждающих в круговороте бытия.

Неведением называется такое состояние ума, при котором не только нет понимания истинного положения вещей, но и присутствует заблуждение относительно самой природы явлений. Неведение порождает желание, которое влечет за собой ненависть, гордость, зависть, злословие, омраченность и т. д. В общих чертах, вследствие активности этих неблагих состояний ума возникают три вида нарушений жизненных начал: «ветра», «желчи» и «слизи». Вследствие желания возникают сорок два вида болезней «ветра». Вследствие ненависти, которая проявляется в таких аспектах, как гордость и зависть, возникают двадцать шесть видов болезней «желчи». А вследствие омраченности возникают тридцать три вида болезней «слизи». Таким образом, всего получается сто одна болезнь.
 
Факторами, способствующими возникновению болезней, являются причины и условия, причем последние позволяют причинам созревать или проявляться. Причины бывают двух видов: отдаленные и непосредственные. Непосредствен­ные причины — это «ветер», «желчь» и «слизь» . Что касается отдаленных причин, то трудно перечислить определенные причины каждой болезни, потому что в основе своей все болезни происходят от определенного состояния ума в прошлом — от предшествующих пагубных факторов, — и именно эти психические факторы в конечном счете лежат в основе всех видов болезней. Эти пагубные факторы приводят в движение действия (карму), которые закладывают в сознании потенциальные возможности, впоследствии со­зревающие как болезни.
 
В тибетской медицине главным умением, на котором основывается вся теория и практика, является учение о трех Энергиях, управляющих всей жизнедеятельностью человеческого организма. На санскрите это известно как "Тридоша", а по-тибетски "Ньепа сум". Эти три энергии называются образно "Ветер", "Желчь" и "Слизь".
 
Человеческий организм существует одновременно на трёх уровнях:
Грубое тело - органы и ткани,
Тонкое тело - энергии, циркулирующие в теле человека,
Очень тонкое тело - тончайшая энергия первоэлементов (земля, вода, ветер,огонь и пространство).
 
Пять первоэлементов - это изначальные энергии тончайшего уровня, из которых происходят все явления во Вселенной. Земля (как элемент) придаёт всему прочность и основательность. Вода связывает и увлажняет. Ветер обеспечивает развитие и движение. Огонь доводит до созревания и даёт тепло. Пространство даёт возможность для активности.В человеке эти пять первоэлементов проявляются в виде трёх энергий: первоэлемент Ветер становится доша "Ветер", Огонь становится "Желчью", Земля и Вода - "Слизью", а Пространство даёт им возможность быть активными.
 
Болезни можно сгруппировать разными способами: по их локализации в теле больного, по их типу, по факторам окружающей среды и т. д. Если подразделить сто одну бо­лезнь на следующие четыре разновидности, их число будет равняться четыремстам четырем:
  1. 101 болезнь из-за сильного влияния деяний (кармы) прошлых жизней;
  2. 101 болезнь нынешней жизни — причины этих болезней накоплены в раннем возрасте, и они проявляются в этой жизни;
  3. 101 болезнь, связанная с духами;
  4. 101 поверхностная болезнь — их можно устранить простым соблюдением диеты и правильного образа жизни, не прибегая к лекарствам и дополнительной терапии.
Последний вид болезней, поверхностные, могут быть следствием приема неподходящей пищи либо несбалансированной диеты или неправильного образа жизни. Таким образом, эти болезни лечатся сами собой без применения какой-либо формы лечения, если исправить временные обстоятельства — питание и образ жизни, — из-за которых они возникли. Однако болезни нынешней жизни, причина которых кроется в раннем периоде жизни и которые прояв­ляются позднее, связаны с кармой, а потому обычно оказы­ваются смертельными, если их не лечить. В этом случае назначение лечения является жизненно важным. Кроме того, в некоторых случаях одних материальных лекарственных средств может оказаться недостаточно и необходимо прибегнуть к духовным практикам, таким, как раскаяние в некогда совершенных дурных действиях, и ослаблять силу этих действий, творя добрые дела и развивая в себе намерение воздерживаться от подобных действий в будущем. В таких случаях добродетельные поступки и лекарственные средства работают сообща.
 
Что касается болезней, связанных с вмешательством злых духов, то, согласно буддийским представлениям, существуют незримые силы, способные причинять человеку вред. А потому, даже без каких бы то ни было явных причин, человека могут мучить боли и различные недомогания, обусловленные влиянием таких духов. Несмотря на то что человек длительное время получает лекарства, он не чувствует облегчения и продолжает страдать. Причина в том, что болезнь вызвана злым духом, и если не победить его духовными методами, то никакое лечение — внешнее и любое другое — не сможет освободить человека от такой болезни. Если же духа изгнать, то болезнь проходит.
 
Что же касается ста одного вида болезней, обусловленных действиями, совершенными в прошлом, то буддисты верят в перерождение: мы верим, что имеются прошлые жизни. Считается, что болезни этой категории — это след­ствия неблагих действий, совершенных в прошлых жизнях. Когда эта карма созревает и болезнь проявляется в нынешней жизни, такая болезнь очень опасна и обычно смертельна. В Тибете люди, пораженные подобными болезнями, часто отрекались от всех мирских дел и посвящали себя духовным практикам, причем выживали немногие, потому что эти болезни — результат созревания следствий значительных проступков, совершенных в прошлом.
 
Продолжение следует...
Обновлено 04.10.2013 13:24
Страница Главная