Change Font Size

Change Screens

Change Profile

Change Layouts

Change Direction

Change Menu Styles

Cpanel

SOVA RIGPA - Искусство врачевания. Часть 2

E-mailПечатьPDF

 Тибетская медицина – наука, искусство и философия, обеспечивающая целостный подход к лечению человека. Это – наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании строения тела человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Это – искусство, потому что медицина использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании врача. И это – философия, потому что принципы морали и нравственности являются основой психического и физического здоровья человека.

Учения Будды о врачевании — это в первую очередь четыре текста, которые называются «Четыре тантры» . Первый из них известен как «Коренная тантра». Этот очень краткий текст содержит обзор всего учения о врачевании. Второй — это «Объяснительная тантра». В ней рассматриваются такие темы, как формирование человеческого тела (эмбриология), анатомия, признаки смерти, условия вызывающие проявление болезней, характеристики отдельных болезней, правильное функционирование «ветра», «желчи» и «слизи», болезни, проистекающие от нарушения их равновесия, а также лекарства, требующиеся для исправления конкретных нарушений. В этой второй тантре также имеются предписания по диете и образу жизни для поддержания здоровья и противостояния болезням. Например, от какого вида пищи следует воздерживаться, в каком количестве и какого качества пищу следует принимать, а также указания о различных формах поведения — о поведении в соответствии с временем года, повседневном поведении, поведении в зависимости от обстоятельств. Третий текст, «Тантра устных наставлений» — это подробное руководство, в котором описываются различные виды болезней: их причины (этиология), природа (патология) и терапия. В нем очень подробно описаны все главные болезни: их причины, условия и симптомы, а также применяемые методы лечения. В четвертом тексте, «Последней тантре», рассматриваются методы диагностики, например уринодиагностика и пульсодиагностика, а также приготовление лекарств.

 
В тибетской медицине врач и фармацевт соединены в одном лице. Врач должен знать все аспекты медицины. Поэтому студенты, особенно летом, сопровождают врачей в их походах в горы, чтобы изучать травы и другие растения, обращая особое внимание на скрытые в них силы, их недостатки и преимущества. Затем в течение зимы они учатся готовить лекарства. Тем самым они изучают все стороны медицинской практики.
 
Освоив буддийскую философию, выучив с детства наизусть все нужные для обучения врача тексты, будучи уже сформированной творческой и нравственно ориентированной личностью, ученик переходит к постижению собственного врачебного знания, точнее, врачебного искусства. Заученный наизусть текст учебника тибетской медицины “Чжуд-ши” не может быть понят и применен на практике без Учителя, он дает лишь слабое представление об изучаемом предмете – скорее, текст служит просто серией “узелков на память”. Учитель передает ученику свое собственной знание применительно к уровню его личности.
 
Методы подготовки врача в тибетской медицине можно подразделить на общие и специальные. Общие – это те, что формируют высоконравственную личность. Специальные – это методы овладения собственно врачебными знаниями и искусством. Отдельные общие методы подготовки относятся не только к будущему врачу, но ко всякому, кто намерен освоить досконально хотя бы одну из областей традиционной науки.
 
Приступающий к изучению медицины адепт прежде всего приступает к изучению “Коренной Тантры”. Он должен выучить эту тантру наизусть. Но само по себе заучивание этой тантры на память и изучение под руководством Учителя письменных комментариев к ней, сопровождаемое устными разъяснениями, остается лишь умственным, “неэмоциональным знанием” и, следовательно, не пустит достаточно глубоких корней. Для подключения к процессу овладения знанием эмоциональной стороны ученику дается ряд посвящений.
Наряду с таким созерцанием продолжается работа по освоению буквального смысла текста, в процессе учебы раскрывается его словесный смысл, практически осваивается истинный смысл медицинской науки – методы диагностики и лечения, заготовка лекарственного сырья, технологии приготовления лекарств, методика их приготовления, методика дачи лекарств и применения медикаментозных методов лечения.
 
Весь процесс обучения тибетского врача занимает 15-20 лет. Ученик изучает сложнейшую восточную теорию соотношения человека и космоса, учится применять астрологию, благодаря чему достигается необходимая индивидуализация знания и метода применительно к каждому конкретному больному в каждый конкретный момент времени.
В древних текстах перечисляются психологические качества необходимые человеку  решившему заниматься врачеванием. В зависимости от успешности овладевания искусством врачевания различают три категории врачей: 
  1. заурядный врач: тот кто не слишком углубился в изучение своего дела и способен оказывать помощь только на поверхностном уровне;
  2. врач высокого уровня: тот, кто сведущ во всех методах медицинской практики и умеет управлять энергетическим состоянием больного;
  3. великий врач: тот, кто обрел полное знание природы человека и умеет справиться с глубочайшими причинами болезни.
Обновлено 04.10.2013 13:20
Страница Главная